Регистрация
 

Версия для слабовидящих
Этнографический диктант
НОК
Ежедневное меню
минпросвещение
Управление образования и науки
Комитет образования Усмань
Здоровый регион
Уполномоченный по правам
Дети онлайн
Госуслуги
электронный журнал
Гарант
Анкета демография
баннер золотой ключик
другое
Анкета демография
Много рассуждают о качествах хорошего воспитания. Первое, которое я потребовал бы от него,— а оно предполагает и много других,— это не быть человеком продажным
Жан-Жак Руссо
Сейчас на сайте: 1

Методические рекомендации образовательным организациям по организации обучения детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов

 

Данные рекомендации имеют целью представить возможные варианты деятельности образовательных организаций по обучению детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов в период внедрения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее - ФГОС НОО ОВЗ) для глухих, слабослышащих, слепых, слабовидящих обучающихся, обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата (НОДА), задержкой психического развития (ЗПР), тяжелыми нарушениями речи (ТНР) и расстройствами аутистического спектра (РАС) и федерального образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (далее - ФГОС О у/о), а также нормативов СанПиН 2.4.2.3286 -15, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10 июля 2015 г. № 26.

Приведенные материалы могут быть рассмотрены как рекомендательные и примерные, поскольку реальная работа образовательной организации будет зависеть от особенностей социальной ситуации в общеобразовательной организации, состава педагогического коллектива и его готовности к учету разнообразия особых образовательных потребностей обучающихся. 

 

С 01.09.2016 года вступили в силу ФГОС НОО ОВЗ,  утвержденный Приказом Минобрнауки России от 19 декабря 2014 г. № 1598, и ФГОС О у/о, утвержденный Приказом Минобрнауки России от 19 декабря 2014.

 ФГОС НОО ОВЗ и ФГОС О у/о  представляют собой совокупность обязательных требований при реализации адаптированных основных общеобразовательных программ начального общего образования (далее - АООП НОО) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность.

ФГОС НОО ОВЗ и ФГОС О у/о применяются только в отношении обучающихся, зачисленных на обучение по адаптированным основным общеобразовательным программам (далее - АООП) после 1 сентября 2016 года. Остальные учащиеся, перешедшие на обучение по АООП до 1 сентября 2016 года, продолжают обучение по ним до завершения обучения.

Последовательность введения ФГОС НОО ОВЗ и ФГОС О у/о:

2016/17 уч. год – 1 классы,

2017/18 уч. год – 1 и 2 классы,

2018/19 уч. год – 1, 2 и 3 классы,

2019/20 уч. год – 1, 2, 3 и 4 классы.

Основные цели введения стандартов:

- введение в образовательное пространство всех детей с ОВЗ, детей-инвалидов вне зависимости от тяжести их проблем;

- оказание специальной помощи детям с ОВЗ, детям-инвалидам, способным обучаться в условиях массовой школы;

- развитие жизненного опыта, выделение взаимодополняющих компонентов: «академический» и «жизненной компетенции».

Основными задачами введения ФГОС НОО ОВЗ и ФГОС О у/о являются:

- обеспечение доступности качественного образования всем категориям учащихся за счет сохранения и модернизации системы специального образования, системного становления инклюзивного образования, развития форм семейного образования школьников с ОВЗ, детей-инвалидов;

- повышение инновационного потенциала базового образования обучающихся с ОВЗ, детей-инвалидов, в том числе за счет реализации деятельностного, компетентностного, личностно-ориентированного, культуросообразного подходов в образовании, особого структурирования содержания образования, в том числе через выделение в качестве компонентов «академической грамотности» и «жизненной компетенции»;

- модернизация институтов системы образования РФ, усиление их роли и возможностей в обеспечении социального развития лиц с ОВЗ, инвалидов, повышения конкурентоспособности выпускников, формирования комфортной социокультурной среды, в том числе и через изменение в подходах к внеурочной деятельности, к сетевому взаимодействию, к расширению зоны социальных контактов в образовании и к включению родителей в образование школьников;

- совершенствование профессиональной компетентности современных педагогов, создание центров методической поддержки и т.д.;

- формирование концептуальной основы для разработки учебно- методических материалов, в том числе и на основе применения ИКТ для обучения школьников с ОВЗ, детей-инвалидов.

 

1. Законодательные основы образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов

 

Федеральные документы

- Закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

- Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»;

- Федеральный закон Российской Федерации от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;

- Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10 июля 2015 г. № 26);

- Приказ Минобрнауки России от 30 августа 2013 г. № 1015 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (в ред. от 17 июля 2015 г.);

- Федеральный перечень учебников, рекомендованных Минобрнауки России к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на текущий учебный год;

- Приказ Минобрнауки России от 4 октября 2010 г. № 986 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений»;

- Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 августа 2010 г. № 761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих»;

- Указ Президента Российской Федерации «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы»;

- Приказ Минобрнауки России от 12 марта 2014 г. № 177 «Об утверждении порядка и условий осуществления перевода обучающихся из одной организации, осуществляющей образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, в другие организации, осуществляющие образовательную деятельность по образовательным программам соответствующих уровня и направленности»;

- Приказ Минобрнауки России от 22 января 2014 г. № 32 «Об утверждении порядка приема граждан на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;

- Приказ Минобрнауки России 20 сентября 2013 г. № 1082 «Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии»;

- Приказ Минобрнауки России 29 августа 2013 г. № 1008 «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным образовательным программам»;

- Приказ Минтруда России от 18 октября 2013 г. № 544н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)»;

- Приказ Минобрнауки России от 14 октября 2013 г. № 1145 «Об утверждении образца свидетельства об обучении и порядка его выдачи лицам с ограниченными возможностями здоровья (с различными формами умственной отсталости), не имеющим основного общего и среднего общего образования и обучавшимся по адаптированным основным образовательным программам»;

- Приказ Минобрнауки России от 19 декабря 2014 г. № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;

- Приказ Минобрнауки России от 19 декабря 2014 г. № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»;

- Приказ Минобрнауки России от 9 января 2014 года № 2 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»;

- Приказ Минобрнауки России от 2 сентября 2013 г. № 1035 «О признании не действующим на территории Российской Федерации письма Министерства просвещения СССР от 5 мая 1978 г. № 28-М «Об улучшении организации индивидуального обучения больных детей на дому» и утратившим силу письма Министерства народного образования РСФСР от 14 ноября 1988 г. № 17-253-6 «Об индивидуальном обучении больных детей на дому» (совместно с письмом Министерства образования и науки РФ от 5 сентября 2013 г. № 07-1317 «Об индивидуальном обучении больных детей на дому»);

- Приказ Минобрнауки России от 9 ноября 2015 г. № 1309 «Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи»;

- План действий по обеспечению введения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ОВЗ и федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (утвержден Министром образования и науки Российской Федерации 11 февраля 2015г. № ДЛ-5/07вн);

 - Методические рекомендации по вопросам внедрения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), разработанные ГБОУ ВПО «Московский городской психолого-педагогический университет» (государственный контракт на выполнение работ для государственных нужд № 07.028.11.0005 от 11 апреля 2014г.);

- Письмо министерства образования и науки РФ «О введении ФГОС ОВЗ» от 11 марта 2016 № ВК-452/07.

 

Основополагающим законодательным актом, регулирующим процесс образования, является Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - ФЗ № 273), регламентирующий право детей с ОВЗ и инвалидностью на образование и обязывающий федеральные государственные органы, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления создавать необходимые условия для получения без дискриминации качественного образования лицами названных категорий, коррекции нарушений развития и социальной адаптации.

В нескольких статьях ФЗ № 273 говорится об организации образования лиц с ОВЗ и лиц с инвалидностью, и даже предусмотрена отдельная статья 79, регламентирующая организацию получения образования лицами с ОВЗ.

При организации образования лиц с ОВЗ и лиц с инвалидностью необходимо учитывать следующие основные требования ФЗ от 29.12.2012 г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации»:

 

1. 

При определении статуса «ребенок с ограниченными возможностями здоровья» необходимо следовать определению:

«обучающийся с ограниченными возможностями здоровья - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий».

Ст. 2, п.16

3.

При организации процесса получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья образовательная организация должна создать нормативные условия и следовать требованиям законодательства:

«п. 1. Содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.

п. 2. Общее образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам.  В таких организациях создаются специальные условия для получения образования указанными обучающимися.

п. 3. Под специальными условиями для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

п.4. Образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность».

Ст. 79, п.п.1-4

4.

Прием на обучение по основным общеобразовательным программам и образовательным программам среднего профессионального образования за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов проводится на общедоступной основе, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом. Дети с ограниченными возможностями здоровья принимаются на обучение по адаптированной основной общеобразовательной программе только с согласия родителей (законных представителей) и на основании рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии.

ст. 55, п. 3

5.

Особенности и обязательные характеристики образования определяются в образовательной программе, разработка которой относится к компетенции образовательной организации.

«Образовательная программа - комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий и в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, форм аттестации, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов».

Ст. 28, п.2, 3 пп.6

 

 

Ст. 2, п.9

6.

Для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья образовательной организацией разрабатывается адаптированная образовательная программа.

«Адаптированная образовательная программа – это образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц».

Ст. 2, п. 28;

ст. 79, п. 1

7.

Образовательная организация в соответствии со своими полномочиями разрабатывает учебный план, обеспечивающий освоение обучающимися с ограниченными возможностями здоровья федеральных государственных образовательных стандартов.

При разработке учебного плана и определении учебной нагрузки  обучающимся с ограниченными возможностями здоровья  и детям-инвалидам необходимо учитывать:

- Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» от 09.03.2004 года №1312;

- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования РФ от 06.10.2009  № 373;

- ФГОС основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования РФ от 17.12.2010 N 1897;

- ФГОС среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования РФ от 17.05.2012 N 413;

- действующие примерные региональные учебные планы;

- рекомендации  психолого-медико-педагогической комиссии;

- рекомендации медико-социальной экспертизы; по  учебной нагрузке и особенностям организации образовательного процесса  для детей – инвалидов, оформленных в индивидуальной программе реабилитации (ИПР) ребенка-инвалида;

- мнение родителей (законных представителей).

Образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе:

1) обеспечивать реализацию в полном объеме образовательных программ, соответствие качества подготовки обучающихся установленным требованиям, соответствие применяемых форм, средств, методов обучения и воспитания возрастным, психофизическим особенностям, склонностям, способностям, интересам и потребностям обучающихся;

2) создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации».

 

*В случае отсутствия в ИПР утвержденного объема учебной нагрузки, условий получения образования необходимо направить запрос в бюро медико-социальной экспертизы с ходатайством о регламентации данных вопросов.

Ст. 28, п. 7

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ст. 28, п.6.

 

8.

ПМПК дает заключение, на бланке указываются:

- «обоснованные выводы о наличии либо отсутствии у ребенка особенностей в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонений в поведении и наличии либо отсутствии необходимости создания условий для получения ребенком образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов;

- рекомендации по определению формы получения образования, образовательной программы, которую ребенок может освоить, форм и методов психолого-медико-педагогической помощи, созданию специальных условий для получения образования».

Приказ Министерства образования РФ от 20 сентября 2013г. № 1082 «Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии»

2. Определение статуса «ребенок с ОВЗ»

Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья – это физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденное психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий.

С целью определения образовательного маршрута ребенка, имеющего недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, родители или организация, в которой находится данный ребенок, должны обратиться в центральную или территориальную психолого-медико-педагогическую комиссию по Липецкой области (далее - ЦПМПК, ТПМПК).

ЦПМПК, ТПМПК являются структурным подразделением государственного (областного) бюджетного учреждения Центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи, расположенного по адресу: 398059, Липецкая область, г. Липецк, ул. Неделина, дом 40, в здании Центра дистанционного образования детей-инвалидов Липецкой области, 3 этаж.

Свою деятельность ЦПМПК, ТПМПК осуществляют в соответствии с приказом Министерства образования и науки РФ от 20 сентября 2013 г. № 1082 «Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии».

 

Выбор маршрута образования для детей с ОВЗ

Обследование детей, в том числе обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов до окончания ими образовательных организаций, осуществляется в ЦПМПК, ТПМПК:

- по письменному заявлению родителей (законных представителей);

- по направлению образовательных организаций, организаций, осуществляющих социальное обслуживание, медицинских организаций, других организаций с письменного согласия их родителей (законных представителей).

Медицинское обследование детей, достигших возраста 15 лет, проводится с их согласия.

Специалисты ЦПМПК, ТПМПК информируют родителей (законных представителей), о месте, времени и порядке обследования, а также документах необходимых для обследования детей.

Обследование детей проводится в помещениях, где размещается комиссия. При необходимости и наличии соответствующих условий обследование детей может быть проведено по месту их проживания и (или) обучения.

Обследование детей проводится каждым специалистом комиссии индивидуально или несколькими специалистами одновременно. Состав специалистов комиссии, участвующих в проведении обследования, процедура и продолжительность обследования определяются исходя из задач обследования, а также возрастных, психофизических и иных индивидуальных особенностей детей.

Информация о проведении обследования детей в комиссии, результаты обследования, а также иная информация, связанная с обследованием детей в комиссии, является конфиденциальной.

Обследование детей, консультирование детей и их родителей (законных представителей) специалистами комиссии осуществляются бесплатно.

На комиссии обязательно присутствие ребенка, родителей (законных представителей) ребенка.

Родители (законные представители) детей имеют право:

- присутствовать при обследовании детей в комиссии, обсуждении результатов обследования и вынесении комиссией заключения, высказывать свое мнение относительно рекомендаций по организации обучения и воспитания; детей;

- получать консультации специалистов комиссии по вопросам обследования детей в комиссии и оказания им психолого-медико-педагогической помощи, в том числе информацию о своих правах и правах детей.

По итогам обследования ЦПМПК, ТПМПК устанавливает наличие или отсутствие особенностей в развитии и отклонений в поведении ребенка. В рекомендациях указывается образовательная программа, по которой должен обучаться ребенок, форма и специальные условия получения образования.

Заключение комиссии носит для родителей (законных представителей) детей рекомендательный характер.

Родителям (законным представителям) выдается один документ: копия заключения ЦПМПК, ТПМПК с рекомендациями.

Заключение комиссии действительно для представления в указанные органы, организации в течение календарного года с даты его подписания.

Для образовательной организации заключение комиссии, предоставленное родителями, носит обязательный для исполнения характер, то есть образовательная организация должна будет создать все условия, прописанные в рекомендациях.

Кроме проведения комплексного психолого-медико-педагогического обследования детей ЦПМПК, ТПМПК оказывает консультативную помощь родителям (законным представителям) детей, работникам образовательных организаций, учреждений социального обслуживания, здравоохранения, других организаций по вопросам воспитания, обучения и коррекции нарушений развития детей с ограниченными возможностями здоровья и (или) отклонениями в поведении.

 

Документы, предоставляемые в  ЦПМПК, ТПМПК  с целью обследования детей, в том числе дошкольников, школьников и учащихся выпускных классов для определения специальных условий при сдаче государственной итоговой аттестации.

 

Документы, необходимые для обследования на ЦПМПК, ТПМПК детей дошкольного возраста:

- направление образовательной или другой организации;

- паспорт родителя (законного представителя) - оригинал и копия;

- свидетельство о рождении ребенка - оригинал и копия;

- медицинская карта из поликлиники по месту жительства;

- копия первичного заключения ЦПМПК/ТПМПК (при вторичном обследовании);

- выписка из истории развития ребенка от педиатра с указанием заключений врачей-специалистов (невролог, ЛОР или сурдолог с указанием остроты слуха, окулист с указанием остроты зрения);

- для формирования ортопедических групп - справка от врача-ортопеда с предоставлением рентгенограммы и/или плантограммы;

- психолого-педагогическое представление, заверенное руководителем ДОУ;

- справка медико-социальной экспертизы (при наличии) - оригинал и копия;

- результаты самостоятельной продуктивной деятельности ребенка (рисунки, аппликации и др.).

Для дошкольников, поступающих в 1 класс, дополнительно справка от врача-психиатра.

 

Документы, необходимые для обследования на ЦПМПК, ТПМПК детей школьного возраста:

 - направление образовательной или другой организации;

- паспорт родителя (законного представителя) - оригинал и копия;

- свидетельство о рождении ребенка - оригинал и копия;

- медицинская карта из поликлиники по месту жительства;

- копия первичного заключения ЦПМПК/ТПМПК (при вторичном обследовании);

- выписка из истории развития ребенка от педиатра с указанием заключений врачей-специалистов (невролог, ЛОР или сурдолог с указанием остроты слуха, окулист с указанием остроты зрения);

- справка от врача-психиатра;

- для формирования ортопедических классов - справка от врача-ортопеда с предоставлением рентгенограммы и/или  плантограммы;

- психолого-педагогическое представление, заверенное директором;

- копия личной карты обучающегося, заверенная директором;

- заключение (заключения) психолого-медико-педагогического консилиума образовательной организации или специалиста (специалистов), осуществляющего психолого-медико-педагогическое сопровождение обучающихся в образовательной организации (для обучающихся образовательных организаций) (при наличии);

- справка медико-социальной экспертизы (при наличии) - оригинал и копия;

- выписка текущих и четвертных оценок, заверенная директором;

- тетради письменных работ по русскому (родному) языку, математике -  оригинал и копия.

 

Документы, необходимые для обследования на ЦПМПК, ТПМПК обучающихся, для зачисления в Центр дистанционного образования детей-инвалидов:

- направление образовательной или другой организации;

- паспорт родителя (законного представителя) - оригинал и копия;

- свидетельство о рождении ребенка - оригинал и копия;

- медицинская карта из поликлиники по месту жительства;

- копия первичного заключения ЦПМПК/ТПМПК (при вторичном обследовании);

- выписка из истории развития ребенка от педиатра с указанием заключений врачей-специалистов (невролог, ЛОР или сурдолог с указанием остроты слуха, окулист с указанием остроты зрения);

- справка от врача-психиатра;

- справка от врача-ортопеда (при наличии нарушений);

- психолого-педагогическое представление, заверенное директором;

- копия личной карты обучающегося, заверенная директором;

- заключение (заключения) психолого-медико-педагогического консилиума образовательной организации или специалиста (специалистов), осуществляющего психолого-медико-педагогическое сопровождение обучающихся в образовательной организации (для обучающихся образовательных организаций) (при наличии);

- справка медико-социальной экспертизы (при наличии) - оригинал и копия;

- выписка текущих и четвертных оценок, заверенная директором;

- тетради письменных работ по русскому (родному) языку, математике - оригинал и копия;

- справка о надомном обучении на текущий учебный год (ВКЭК);

-  справка о работе на компьютере.

 

 Документы, необходимые для обследования на ЦПМПК, ТПМПК несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей:

- направление или другой организации;

- заявление родителей (законных представителей);

- свидетельство о рождении или паспорт (на ребенка старше 14 лет) - оригинал и копия;

- медицинская карта из поликлиники по месту жительства;

- копия первичного заключения ЦПМПК/ТПМПК (при вторичном обследовании);

- выписка из истории развития ребенка от педиатра с указанием заключений врачей-специалистов (невролог, ЛОР или сурдолог с указанием остроты слуха, окулист с указанием остроты зрения); 

- справка от врача-психиатра;

- решение суда о признании недееспособным (для детей старше 14 лет) – копия;

- решение органов опеки и попечительства о помещении в учреждение психоневрологического профиля;

- выписка из амбулаторной медицинской карты или из истории болезни (при наличии);

- справка медико-социальной экспертизы - оригинал и копия;

Для несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей, дополнительно предоставляются следующие документы:

 - решение органа опеки и попечительства об определении ребенка на полное государственное обеспечение, о назначении опекуна;

- документы, определяющие статус родителей (свидетельство о смерти, решение суда о лишении родительских прав и другие необходимые документы) - копии.

Для детей дошкольного возраста - рисунки, психолого-педагогическое представление.

Для детей школьного возраста - сведения об обучении в образовательном учреждении (копия личной карты обучающегося, ведомость или табель успеваемости, психолого-педагогическое представление, тетради по русскому языку и математике, заключение (заключения) психолого-медико-педагогического консилиума образовательной организации или специалиста (специалистов), осуществляющего психолого-медико-педагогическое сопровождение обучающихся в образовательной организации (для обучающихся образовательных организаций) (при наличии)).

 

Документы, необходимые для обследования на ЦПМПК учащихся выпускных классов для определения специальных условий при сдаче государственной итоговой аттестации:

- направление образовательной или другой организации;

- паспорт родителя (законного представителя) несовершеннолетнего (оригинал и копия);

- паспорт ребенка (оригинал и копия);

- медицинская карта из поликлиники по месту жительства;

- копия первичного заключения ЦПМПК/ТПМПК (при вторичном обследовании);

- выписка из медицинской (санаторно-курортной) карты. Справка должна содержать:

- развернутый диагноз, код по МКБ -10, описанные клинические симптомы, жалобы, анамнез заболевания, статус пациента, разъяснения врача, в чем должен заключаться щадящий режим для данного ребенка в период сдачи экзамена;

- психолого-педагогическое представление, заверенное директором школы;

- копия справки о надомном обучении (КЭК);

- справка медико-социальной экспертизы - оригинал и  копия (при наличии);

- копия личной карты обучающегося, заверенная директором.

Для детей, находящихся на длительном санаторно-курортном лечении дополнительно: копия санаторно-курортной карты и направление на санаторно-курортное лечение.

 

3. Определение статуса «ребенок-инвалид»

Инвалид – лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.

Статус «ребенок-инвалид» присваивается детям до 18 лет, имеющим инвалидность. Под инвалидностью понимаются явные нарушения функций организма, которые определяются медицинской комиссией. 

Признание лица инвалидом осуществляется федеральным учреждением медико-социальной экспертизы.

Ребенку, признанному инвалидом, выдаются справка, подтверждающая факт установления инвалидности, с указанием группы инвалидности, а также индивидуальная программа реабилитации или абилитации.

Управлением образования и науки Липецкой области заключено соглашение с федеральным казенным учреждением «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Липецкой области» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации (далее - МСЭ) по вопросу предоставления информации по реализации реабилитационных мероприятий, предусмотренных индивидуальной программой реабилитации или абилитации ребенка-инвалида (далее - ИПРА).

Приказом управления образования и науки определен сотрудник, на которого возложены обязанности по взаимодействию с МСЭ в вопросах предоставления информации об исполнении мероприятий по психолого-педагогической реабилитации или абилитации  инвалида, ребенка-инвалида.

Ответственными за реализацию мероприятий, установленных в выписке ИПРА ребенка-инвалида, являются муниципальные органы управления образованием и образовательные организации.

На основании выписки ИПРА ребенка-инвалида разрабатывается перечень необходимых мероприятий по психолого-педагогической реабилитации и абилитации ребенка-инвалида с указанием исполнителей и сроков исполнения.

Муниципальные органы управления образованием определяют конкретные образовательные организации, которые будут исполнять деятельность по реабилитации и абилитации ребенка-инвалида (инвалида).

В образовательном учреждении функции по организации  психолого-педагогической реабилитации возлагаются на психолого-педагогический консилиум или психолого-педагогическую службу учреждения.

Разработанный перечень мероприятий согласуется с родителями (законными представителями) ребенка-инвалида в письменном виде и утверждается приказом по образовательной организации.

В целях реализации мероприятий по психолого-педагогической реабилитации ребенка-инвалида образовательная организация проводит:

- диагностику и консультирование;

- развивающие и коррекционные занятия;

- психологическое просвещение и образование обучающихся  и родителей (законных представителей);

- психолого-педагогическое сопровождение в целом учебного процесса.

При реализации мероприятий образовательные организации обеспечивают:

- конфиденциальность предоставляемой информации;

- последовательность выполнения мероприятий;

 - соблюдение сроков выполнения ИПРА ребенка-инвалида.

 

Заключение ПМПК ребенка с ОВЗ, как и ИПРА ребенка с инвалидностью, для родителей (законных представителей) носит заявительный характер (они имеют право не представлять эти документы в образовательные и иные организации). Вместе с тем представленное в образовательную организацию заключение ПМПК и/или ИПРА является основанием для создания условий для обучения и воспитания детей.

 

4. Получение образования детьми с ОВЗ и инвалидностью.

Согласно закону об образовании дети с ОВЗ, дети-инвалиды  могут обучаться в условиях:

- специального (коррекционного) образования;

- инклюзивного образования детей с ОВЗ (в массовой школе в одном классе с нормальными детьми);

- в классах коррекционно-развивающего обучения при массовых школах;

- в системе надомного обучения при массовых и специальных школах;

- в условиях домашнего (семейного) образования.

 

В соответствии с российским законодательством каждый ребенок, не зависимо от региона проживания, состояния здоровья (тяжести нарушения психического развития), способности к освоению образовательных программ имеет право на качественное образование, соответствующее его потребностям и возможностям.

Детям с ограниченными возможностями здоровья их временные (или постоянные) отклонения в физическом и (или) психологическом развитии препятствуют освоению образовательных программ, поэтому эта категория обучающихся нуждается в создании специальных условий обучения и воспитания. Вовремя начатое и правильно организованное обучение ребенка позволяет предотвращать или смягчать эти вторичные по своему характеру нарушения: так, немота является следствием глухоты лишь при отсутствии специального обучения, а нарушение пространственной ориентировки, искаженные представления о мире - вероятным, но вовсе не обязательным следствием слепоты. Поэтому уровень психологического развития обучающегося с ОВЗ зависит не только от времени возникновения, характера и даже степени выраженности первичного (биологического по своей природе) нарушения развития, но и от качества предшествующего (дошкольного) обучения и воспитания. Дети с инвалидностью и ОВЗ могут реализовать свой потенциал лишь при условии вовремя начатого и адекватно организованного обучения и воспитания - удовлетворения как общих с нормально развивающимися детьми, так и их особых образовательных потребностей, заданных характером нарушения их психологического развития. Доступ к образованию для обучающихся с инвалидностью и ОВЗ, закрепленный в ФГОС, обеспечивается созданием в образовательных организациях специальных условий обучения, учитывающих особые образовательные потребности и индивидуальные возможности таких обучающихся.

Под специальными условиями для получения образования обучающимися с ОВЗ понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ОВЗ.

В соответствии с частью 11 статьи 13 ФЗ № 273 Минобрнауки России утверждены порядки организации и осуществления образовательной деятельности и устанавливаются требования к организациям, осуществляющим образовательную деятельность по основным общеобразовательным и дополнительным общеобразовательным программам, в том числе в части получения образования детьми-инвалидами и обучающимися с ОВЗ с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья:

- по основным общеобразовательным программам различного уровня и (или) направленности - приказ Минобрнауки России от 17 июля 2015 г. № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования», регламентирующий особенности организации образовательной деятельности для инвалидов и лиц с ОВЗ;

- по дополнительным общеобразовательным программам - приказ Минобрнауки России от 29 августа 2013 г. № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».

ФЗ № 273 выделил некоторые особенности при реализации вышеуказанных образовательных программ. В частности, ч. 3 ст. 55 определяет особый порядок приема детей на обучение по рассматриваемым программам: только с согласия родителей (законных представителей) и на основании рекомендаций ПМПК.

В соответствии с п. 9 статьи 2 ФЗ № 273 образовательная программа - комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий и в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, форм аттестации, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов.

К основным образовательным программам относятся образовательные программы начального общего образования, образовательные программы основного общего образования, образовательные программы среднего общего образования. К дополнительным образовательным программам относятся дополнительные общеобразовательные программы - дополнительные общеразвивающие программы.

Основные образовательные программы и дополнительные образовательные программы могут быть адаптированы с учетом особых образовательных потребностей обучающегося (обучающихся) с ОВЗ. Образовательная программа образовательной организации может включать в себя любые варианты АООП НОО.

 

Примерные адаптированные образовательные программы для категорий обучающихся с ОВЗ в соответствии с ФГОС НОО ОВЗ размещены на электронном ресурсе: http://fgosreestr.ru.

Варианты программ представлены в таблице 1.

 

 

Таблица 1.

Категория детей с ОВЗ

Варианты программ ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ

Глухие дети

1.1, 1.2, 1.3, 1.4

Слабослышащие дети

2.1, 2.2, 2.3

Слепые дети

3.1, 3.2, 3.3, 3.4

Слабовидящие дети

4.1, 4.2, 4.3

Дети с тяжелыми нарушениями речи

5.1, 5.2, 5.3

Дети с нарушениями ОДА

6.1, 6.2, 6.3, 6.4

Дети с задержкой психического развития

7.1, 7.2, 7.3

Дети с расстройствами аутистического спектра

8.1, 8.2, 8.3, 8.4

Дети с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) - варианты 1, 2

 

5. Алгоритм действий образовательной организации по обучению детей с ограниченными возможностями здоровья

1. Для обеспечения реализации прав ребенка с ОВЗ на получение образования в общеобразовательной организации необходимо определить проблемные вопросы, объем и характер (доработка, разработка заново, корректировка и пр.) необходимых изменений в существующее информационно-методическое оснащение, систему работы и потенциал образовательной организации.

2. Зачисление в образовательную организацию детей с ОВЗ регламентируется порядками приема граждан на обучение по образовательной программе дошкольного образования, утвержденной приказом Минобрнауки России от 8 апреля 2014 г. № 293 «Об утверждении Порядка приема граждан на обучение по образовательным программам дошкольного образования», программе общего образования, утвержденной приказом Минобрнауки России от 22 января 2014 г. № 32 «Об утверждении Порядка приема граждан на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования», и осуществляется на основании личного заявления родителя (законного представителя) ребенка и заключения, рекомендаций ПМПК.

3. Прием ребенка с ОВЗ на обучение по тому или иному варианту ФГОС для обучающихся с ОВЗ осуществляется образовательной организацией при наличии у нее соответствующих материально-технических, информационных и кадровых ресурсов, с согласия родителей (законных представителей) ребенка с ОВЗ и по рекомендации психолого-медико-педагогической комиссии (ФЗ № 273-ФЗ ст. 44 ч.3 п.1). Решение ПМПК является основанием для организации органами образования определенных условий обучения. Заключение ПМПК ребенка с ОВЗ, как и индивидуальная программа реабилитации ребенка с инвалидностью, для родителей (законных представителей) носит заявительный характер (они имеют право не представлять эти документы в образовательные и иные организации). Вместе с тем представленное в образовательную организацию заключение ПМПК и/или ИПРА является основанием для создания органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в сфере образования, и/или органами местного самоуправления, осуществляющими управление в сфере образования, образовательными организациями, иными органами и организациями в соответствии с их компетенцией условий для обучения и воспитания детей.

4. Образовательный процесс детей с ограниченными возможностями здоровья осуществляют учителя и специалисты (учителя-предметники, учитель-логопед, учитель-дефектолог, педагог-психолог, социальный педагог и др.). В штат специалистов образовательной организации, реализующей любой вариант АООП НОО ОВЗ, должны входить руководящие, педагогические и иные работники, имеющие необходимый уровень образования и квалификации для каждой занимаемой должности, который должен соответствовать квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках и (или) профессиональных стандартах с учетом профиля ограниченных возможностей здоровья обучающихся, в том числе учитель начальных классов, учитель музыки, учитель рисования, учитель физической культуры, учитель иностранного языка, воспитатель, педагог-психолог, социальный педагог, педагог-организатор, педагог дополнительного образования, учитель-логопед, учитель-дефектолог (тифлопедагог, сурдопедагог, олигофренопедагог). При необходимости в процессе реализации АООП НОО ОВЗ возможно временное или постоянное участие тьютора, в том числе рекомендуемого ПМПК для конкретного обучающегося, и (или) ассистента (помощника), рекомендуемого Бюро МСЭ для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Педагоги образовательной организации, в том числе реализующие программу коррекционной работы АООП НОО ОВЗ, АООП О у/о, должны иметь высшее профессиональное образование по одному из вариантов программ подготовки:

а) по направлению «Специальное (дефектологическое) образование» по образовательным программам подготовки олигофренопедагога, тифлопедагога, сурдопедагога, логопеда;

б) по специальностям «Олигофренопедагогика», «Тифлопедагогика», «Сурдопедагогика», «Логопедия»;

в) по педагогическим специальностям или по направлениям («Педагогическое образование», «Психолого-педагогическое образование») с обязательным прохождением профессиональной переподготовки по направлению «Специальное (дефектологическое) образование».

Педагог-психолог должен иметь высшее профессиональное образование по одному из вариантов программ подготовки:

а) по специальности «Специальная психология»;

б) по направлению «Педагогика» по образовательным программам подготовки бакалавра или магистра в области психологического сопровождения образования лиц с ОВЗ;

в) по направлению «Специальное (дефектологическое) образование» по образовательным программам подготовки бакалавра или магистра в области психологического сопровождения образования лиц с ОВЗ;

г) по педагогическим специальностям или по направлениям («Педагогическое образование», «Психолого-педагогическое образование») с обязательным прохождением профессиональной переподготовки в области специальной психологии.

Учитель-логопед должен иметь высшее профессиональное образование по одному из вариантов программ подготовки:

а) по специальности «Логопедия»;

б) по направлению «Специальное (дефектологическое) образование» по образовательным программам подготовки бакалавра или магистра в области логопедии;

в) по педагогическим специальностям или по направлениям («Педагогическое образование», «Психолого-педагогическое образование») с обязательным прохождением профессиональной переподготовки в области логопедии.

Воспитатели должны иметь высшее или среднее профессиональное образование по педагогическим специальностям с обязательным прохождением профессиональной переподготовки или повышением квалификации в области специальной педагогики или специальной психологии, подтвержденной удостоверением о повышении квалификации или дипломом о профессиональной переподготовке.

Педагог дополнительного образования должен иметь высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование в области, соответствующей профилю кружка, секции, студии, клубного и иного детского объединения без предъявления требований к стажу работы; либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению «Образование и педагогика» без предъявления требований к стажу работы.

При получении образования обучающимися с ОВЗ, в том числе с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), совместно с другими обучающимися (инклюзивное образование) требования к кадровому составу, реализующему адаптированную образовательную программу, соответствуют выше обозначенным, с учётом психофизических особенностей конкретного обучающегося.

Все специалисты должны пройти профессиональную переподготовку или курсы повышения квалификации (в объеме от 72-х часов) по особенностям организации обучения и воспитания обучающихся с ОВЗ и/или введения ФГОС НОО ОВЗ и/или ФГОС образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями, подтвержденные дипломом о профессиональной переподготовке или удостоверением о повышении квалификации установленного образца. Кроме того, подготовка каждого члена педагогического коллектива к реализации ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) должна осуществляться образовательной организацией (семинары, круглые столы и др.). Руководящие работники (административный персонал), наряду со средним или высшим профессиональным педагогическим образованием, должны иметь удостоверение о повышении квалификации (в объеме от 72-х часов) по особенностям организации обучения и воспитания обучающихся с ОВЗ и/или введения ФГОС НОО ОВЗ и/или ФГОС О у/о. При необходимости образовательная организация может использовать сетевые формы реализации программы коррекционной работы, которые позволят привлечь специалистов других организаций к работе с обучающимися с ОВЗ для удовлетворения их особых образовательных потребностей.

5. Основным документом образовательной организации является Устав. В Уставе образовательной организации должно быть закреплено право на ведение педагогической деятельности по ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и описаны формы организации данной работы.

6. При обучении детей с ОВЗ в общеобразовательной организации должны быть разработаны локальные акты. При разработке перечня локальных актов образовательной организации должны быть учтены соответствующие статьи ФЗ № 273, прежде всего ст. 30, где указывается, что образовательная организация принимает локальные нормативные акты, определяющие нормы образовательных отношений, в пределах своей компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации в порядке, установленном ее уставом. В числе таких актов могут быть документы, регламентирующие: правила приема обучающихся с ОВЗ, режим занятий обучающихся, формы, периодичность и порядок текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, порядок и основания перевода, отчисления и восстановления обучающихся, порядок оформления возникновения, приостановления и прекращения отношений между образовательной организацией и обучающимися или их родителями (законными представителями).

Кроме того, целесообразно иметь локальные акты:

- Положение об адаптированной образовательной программе для обучающихся с ОВЗ;

- Положение о рабочей программе учителя;

- Положение об инклюзивном или специальном (коррекционном) классе;

- Положение о ПМПконсилиуме ОО и др.;

7. Для каждого ребенка с ограниченными возможностями здоровья, не способного освоить в полном объёме образовательный стандарт, образовательной организацией разрабатывается адаптированная образовательная программа.

ФГОС НОО ОВЗ и/или ФГОС О у/о предусматривают возможность гибкой смены образовательного маршрута, программ и условий получения образования, обучающихся с ОВЗ на основе показателей динамики развития обучающихся с ОВЗ, обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Перевод обучающегося с одного варианта ФГОС на другой или на обучение по СИПР осуществляется по рекомендации ПМПК и с согласия родителей (законных представителей).

Сроки освоения адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования при необходимости могут быть увеличены. Образовательная организация самостоятельно решает вопрос о продолжительности ступеней общего начального образования (от 4 до 6 лет). Увеличение продолжительности возможно за счет введения подготовительного или 1 дополнительного класса (в зависимости от варианта АООП), цель которых направлена на решение диагностико-пропедевтических задач.

8. Перевод обучающегося с ОВЗ на иную форму обучения и (или) программу осуществляется в соответствии с рекомендациями ПМПК с момента предоставления его родителем (законным представителем), и подачи заявления на имя руководителя ОО.

9. В образовательной организации необходимо проводить информирование родителей об особенностях и перспективах обучения обучающихся с ОВЗ.

10. Для отдельных категорий лиц, обучавшихся по адаптированным основным общеобразовательным программам, предусмотрен особый порядок выдачи документов об обучении. Ч. 13 ст. 60 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» № 273- ФЗ говорит о том, что «лицам с ограниченными возможностями здоровья (с различными формами умственной отсталости), не имеющим основного общего и среднего общего образования и обучавшимся по адаптированным основным общеобразовательным программам, выдается свидетельство об обучении по образцу и в порядке, которые устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования». ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) предполагает создание условий с учетом особых образовательных потребностей двух групп обучающихся. Соответственно образовательная организация может реализовывать два варианта АООП (варианты 1 и 2), в том числе специальную индивидуальную программу развития (СИПР). АООП варианта 1 ориентирована на обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и предполагает получение умственно отсталыми обучающимися образования, не соотносимого по итоговым достижениям к моменту завершения школьного обучения с образованием сверстников, не имеющих ограничений по возможностям здоровья. Обучение детей с умеренной, выраженной умственной отсталостью или тяжелыми и множественными нарушениями в развитии по варианту 2 ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) не предполагает использования оценочной системы, что закрепляется локальным актом образовательной организации. При отчислении ребенка из образовательной организации в связи с ее окончанием учащемуся выдается свидетельство об обучении с перечнем учебных предметов, но без оценок. Таким образом, обучение по АООП лицами с умственной отсталостью не предполагает получения ими начального, основного общего и среднего общего образования. Они не проходят государственной итоговой аттестации, поэтому выдаваемые им по окончании обучения документы являются документами об обучении (ФЗ №273-ФЗ, ст. 60 ч. 1). Образец и порядок их выдачи регламентированы Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 14 октября 2013 г. № 1145 «Об утверждении образца свидетельства об обучении и порядка его выдачи лицам с ограниченными возможностями здоровья (с различными формами умственной отсталости), не имеющим основного общего и среднего общего образования и обучавшимся по адаптированным основным общеобразовательным программам». В отношении школьников с ОВЗ обучающихся по вариантам 2 АООП для глухих обучающихся, слабослышащих и позднооглохших, слепых обучающихся и слабовидящих, детей с нарушениями ОДА, школьников с ТНР, учащихся с ЗПР, а также школьников с нарушениями аутистического спектра особое значение приобретает проблема аттестации за период обучения на уровне начального общего образования, поскольку на этом уровне образования школьники обучаются по ФГОС НОО для обучающихся с ОВЗ, а на следующих уровнях образования предполагается их обучение по ФГОС ООО и СОО, разработанных для всех обучающихся, возможно, с учетом специальных требований, которые будут разработаны для этих уровней образования школьников с ОВЗ.

11. При предоставлении родителями (законными представителями) детей, которые по состоянию здоровья не могут посещать общеобразовательную организацию, справки о необходимости организации обучения на дому, для них должно быть организовано индивидуальное обучение на дому. Родители (законные представители) детей с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся на дому, создают надлежащие условия для проведения преподавателями общеобразовательного учреждения занятий на дому (обеспечивают рабочим местом преподавателя и ребенка, а также предоставляют ребенку тетради, письменные принадлежности). Распределение часов индивидуального учебного плана обучающегося на дому производится с учетом индивидуальных особенностей, психофизических возможностей, а также пожеланий родителей (законных представителей).

12. В соответствии с п. 15 ч. 1 ст. 34 Федерального закона № 273-ФЗ обучающиеся имеют право на перевод в другую образовательную организацию, реализующую образовательную программу соответствующего уровня, в порядке, предусмотренном Минобрнауки РФ. При этом в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 34 и п. 1 ч. 3 ст. 44 родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют право выбирать образовательные организации до завершения получения ребенком основного общего образования с учетом мнения ребенка, а также с учетом рекомендаций ПМПК.

13. Отчисление обучающегося согласно ст. 61 Федерального закона № 273-ФЗ означает издание распорядительного акта организации, осуществляющей образовательную деятельность, о прекращении образовательных отношений. Обучающийся подлежит отчислению в следующих случаях: досрочно по инициативе обучающегося или родителей (законных представителей) несовершеннолетнего обучающегося; по инициативе организации, осуществляющей образовательную деятельность; по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон; в связи с получением образования (завершением обучения).

 

6. Организационно-методические вопросы обеспечения образовательного процесса для детей с тяжелыми и множественными нарушениями

Внедрение Стандарта применительно к варианту 4 ФГОС НОО ОВЗ и варианту 2 ФГОС О у/о имеет свои особенности в связи с требованием к индивидуализации образования, учитывающего специфические образовательные потребности данной категории обучающихся.

Прием в образовательную организацию детей с тяжелыми и множественными нарушениями (ТМНР) осуществляется на основании заявления родителей (законных представителей), рекомендаций ПМПК и ИПРА (для детей с инвалидностью).

СИПР разрабатывается для обучающихся по вариантам ФГОС НОО ОВЗ: 1.4, 3.4, 6.4, 8.4 и ФГОС О у/о: вариант 2, а также по другим вариантам ФГОС по рекомендации ПМПК.

Зачисление ребенка в образовательную организацию происходит на основании приказа руководителя образовательной организации после приема от родителей (законных представителей) ребенка документов, установленных законодательством Российской Федерации.

Структура СИПР обозначена во ФГОС НОО ОВЗ и ФГОС О у/о.

Наполняемость класса/группы обучающихся по СИПР должна соответствовать требованиям СанПиН 2.4.2.3286-15.

Форма проведения уроков и курсов/занятий может быть индивидуальной, групповой или комбинированной, что определяется рекомендациями ПМПК, специфическими образовательными потребностями обучающихся и уровнем сформированности у них базовых учебных навыков. В случае отсутствия (или дефицита) последних, в соответствии с СИПР, включающей программу формирования базовых учебных действий, планируется индивидуальное расписание и режи